Алкоголизм – серьезная социальная проблема, сопровождающая человечество с незапамятных времен. Например, Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ I века н. э., называет алкоголизм чумой, поразившей римское общество, включая тогдашнюю элиту, а известные писатели Сенека Младший и Плиний Старший указывают на существование реальной социальной проблемы.
Однако наибольший интерес, безусловно, вызывали политики, находившиеся в центре общественной жизни Рима. Их пьяные застолья, описываемые античными авторами, часто были связаны с обвинениями в склонности к чрезмерному употреблению алкоголя. Одним из таких политиков был Марк Антоний, близкий друг и соратник Юлия Цезаря.
Вот как описывает это Плутарх, древнегреческий писатель и философ римской эпохи:
«Антоний вырос очень красивым юношей, но, по несчастью, попал в знакомство и дружбу с Курионом, человеком, предавшимся своим удовольствиям; который, чтобы сделать зависимость Антония от него делом большей необходимости, вверг его в жизнь пьянства и разврата и провел его путем такого расточительства».
Римский алкоголизм
Императоры Тиберий, Клавдий и Вителлий тоже демонстрировали серьезную алкогольную зависимость. Не лучше обстояло дело и с женщинами, сопровождавшими высших деятелей Империи, включая Юлию Старшую, дочь Августа, которая «прославилась» своим аморальным образом жизни.
Следует отметить, что древние римляне разбавляли вино водой и употребляли этот напиток в течение дня. Однако вино тех времен было намного крепче того, что мы знаем сегодня — вероятно, это связано с процессом консервации вина и длительным хранением после брожения. Примечательно, что вода добавлялась не только для смягчения вкуса вина, но и для предотвращения быстрого опьянения. Само вино, в свою очередь, имея в составе достаточно высокую концентрацию спирта, обладало антибактериальными свойствами, что очень ценилось в древности, когда проточная вода редко была пригодна для питья, особенно в крупном городе.
Кроме того, римляне обожали «пьяные игры», которые по возможности устраивались во время любого пира. Участник такой игры должны был бросить игральную кость, а затем, сверившись с выпавшим числом, как можно быстрее опустошить соответствующее количество бокалов вина.
Иногда римские власти выходили на тропу войны с алкоголизмом, набирающим обороты в обществе. Одним из радикальных шагов был запрет вакханалии (лат. bacchanalia) — празднества в честь бога Вакха (римского эквивалента греческого Диониса), вступивший в силу в 186 году до н. э. По мнению сената, экстатические танцы, пьянство, нагота и потеря нравов оказывали негативное, губительное влияние на молодое поколение.